самолетКогда самолет попадает в зону турбулентности, его пассажиры часто испытывают не самые приятные чувства: недаром в народе это явление называют «тряской», «болтанкой». Как реагирует тренерский рынок на внешние вызовы в ситуации турбулентного времени? Как тренеру быть полезным для заказчика? Как заказчику получить максимум от тренера?


Деятельность компаний во многом обусловлена внешней средой. И выживание бизнеса в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям потребителей, поставщиков, конкурентов, рынка труда, госорганов и т. д. Прямо или косвенно, изменение любого из выше названных элементов влечет за собой те или иные перемены в производственных процессах. В турбулентное время изменения внешней среды часто происходят стихийно и хаотично.

Как это обычно бывает? Внутри любой организации существуют структуры, которые активно взаимодействуют с внешней средой: как правило, это команда ТОПов, продающие и обслуживающие команды. Именно они первыми начинают чувствовать происходящие вовне изменения, отсутствие стабильности, неопределенность. Разная скорость реагирования на внешние вызовы внутри данных структур рождает дезорганизацию, дезинтеграцию, внутренние конфликты.

Перейдем к тренерству. Если упростить, то тренерское мастерство состоит из двух основных компонентов: процессный (КАК?) и предметный (ЧТО?). Под процессным компонентом будем подразумевать знание методологии тренинганавыки работы с группой, управление групповой динамикой. Под предметным компонентом – всю палитру тренинговых тематик: продажи, переговоры, управление и т. д.

Обычно заказчик в первую очередь интересуется «репертуаром»: чему можно научить сотрудников или поучиться самому. Проводятся тренинги продаж, переговоров, управленческих навыков, коммуникативной компетентности, командоформирования и пр. Одним из основных индикаторов эффективности в таких случаях является степень овладения группой тем или иным навыком по результатам тренинговой и посттренинговой работы. Процессная же сторона дела идет как само собой разумеющееся приложение, на которое часто и вовсе не обращается внимание.

А теперь сложим две тенденции в одну. Насколько предметная сторона дела будет иметь значение для команды, которая дезорганизована и конфликтует в то время, когда им предстоит оперативно реагировать на неопределенность и хаотичность внешней среды? Необходимо ли им в такой ситуации срочно «освежать» свои навыки управления временем и делегирования полномочий? Или есть дела поважнее?

В турбулентное время, когда организация вынуждена особенно быстро и ловко реагировать на внешний хаос, на первый план выходят тренерские навыки работы с группой, управления групповой динамикой.

Речь идет о повышении эффективности работы команд, непосредственно контактирующих с внешней средой, через проведение диагностических, стратегических сессий и прочих групповых активностей, направленных на решение актуальных для бизнеса задач.

Результатами подобных сессий могут быть новые идеи и альтернативные стратегии, единое видение и командный дух, проработанные решения и планы.

Уровень ответственности за организацию подобных мероприятий высок, что предъявляет к их ведущему особые требования. Основное из них – способность сменить «обучающую» парадигму тренерского мышления на новую, «фасилитационную».

Названные парадигмы имеют принципиальное отличие: в ходе групповых сессий тренер перестает быть экспертом по предмету и не претендует на эту позицию, так как его миссия заключается в облегчении работы группы, способности организовать пространство. Чтобы участники – внутренние эксперты смогли думать наилучшим образом, захотели открываться и полноценно участвовать в поиске оптимальных путей работы в кризис. Способствуя повышению эффективности реагирования организации на вызовы внешней среды, тренер фактически превращается в группового коуча.

Образно говоря, для сохранения своей бизнес-полезности, тренерам придется «сидеть на трех стульях»: выступать для заказчика и специалистом по обучению, и фасилитатором, и консультантом.

Однозначно, обучающая функция тренера также сохраняется. Продавцы продолжают нуждаться в тренингах продаж, руководители – в управленческих тренингах и т. п. Бизнес-тренинги – это форма краткосрочного бизнес-образования, ориентированная на выработку и тренировку конкретных навыков. Вместе с тем, если тренер имеет лишь «стандартно-корпоративный репертуар» изолированных тренинговых программ, вызовом для него становится смена парадигмы с «изолированно-обучающей» на консультационную: бизнес все чаще нуждается в сопровождении.

Недостаточно просто провести тренинг, подчас необходим целый ряд мероприятий, направленный на повышение эффективности бизнес-системы. Консультант проводит диагностику состояния организации или отдельно взятых систем, по результатам которой определяет комплексный план организационных интервенций, призванных внести в деятельность бизнеса позитивные изменения. При этом он способен подобрать оптимальные для внедрения тех или иных изменений мероприятия.

Таким образом, в условиях турбулентного времени бизнес-тренер, как внешний, так и внутренний, становится полноценным бизнес-партнером. Именно такая позиция позволяет получить от сотрудничества наибольший результат. Да, тренерству придется «сидеть на нескольких стульях» сразу. Вместе с тем, именно такое положение позволит укрепиться профессионально, используя смежные с тренерством практики.

Николай Гуменюк

Опубликовано в журнале «Сильные кадры», декабрь 2014

Прочитать на сайте журнала: https://silakadrov.ru/article/trenerstvo-v-turbulentnoe-vremya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.